Экологическое воспитание
дошкольников в детском
саду и семье
учитель-дефектолог Воронина Л.Ю. март 2017 г. МБДОУ д/с № 6
- 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.
- 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.
- Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
- Воспитание гуманного отношения к природе;
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
- Воспитание любви к животному и растительному миру.
Обязательным условием экологического образования является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений в уголке природы своими руками и уходу за домашними животными, предоставление им возможности наблюдения за их ростом, развитием, за различными проявлениями в благоприятных условиях. В этой работе первыми помощниками ребенка
должны стать родители.
Конкурс мини-лаборатория «Огород на окне» на основании приказа № 27 от 6 марта 2017 года проходил с 1 марта по 20 марта в рамках Года экологии в России
Жюри: ведущий специалист управления образования Даниловского района Москаленко Г.И.
Заведующий МБДОУ д/с комб. вида № 6 Привезенцева Т.П.
Старший воспитатель МБДОУ д/с комб. вида № 6 Жибарева С.А.
Член совета родителей учитель
нач. кл. Годовикова С.Ю.
Цель проекта:
- Знакомство детей с ролью кошки в жизни человека.
- Воспитание заботливого отношения к животному миру.
- Формирование у дошкольников исследовательского поведения.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить знания детей о домашнем животном;
- Формировать представления о потребностях домашних животных для их нормального роста и развития;
- Уточнить и расширить представления детей о значении домашних животных в жизни человека;
- Развивать умение детей делать элементарные выводы и умозаключения.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию интереса к домашнему животному, желание беречь и ухаживать за ним;
- Воспитывать заботливое отношение к нашим «младшим братьям»: не нарушать условия их жизни, не относиться жестоко, помнить, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Формирование проектно- исследовательских умений и навыков
Формы работы:
Работа с детьми:
- 1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
- 2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
- 3. Инсценировки сказок, этюдов.
- 4. Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
- 5. Пополнение предметно-развивающей среды группы.
Всероссийский творческий конкурс «Усатый-полосатый»,посвященный Всемирному Дню кошек, который отмечается 1 марта
Сайт Конкурса: http:// matrint.ru
Стоимость участия в Конкурсе за одну работу:
Стоимость участия для одного обучающегося – 150 рублей (получение наградного электронным вариантом),
Стоимость участия от 5 до 9 обучающихся (работ) - 100 рублей за каждого участника (получение наградного электронным вариантом),
- стоимость участия от 10 и более обучающихся
(работ) - 70 рублей за каждого участника
- 1. Выполнение творческих заданий.
- 2. Изготовление поделок.
- 3. Оформление альбомов о кошках.
Социальные партнёры:
Центр реабилитации животных
«ВЕРНОСТЬ» г. Данилов
Мероприятия:
1. «Верность в гостях у ребят»
2. Акция по сбору макулатуры от группы "Верность"
Срок реализации : март-май 2017 г. Участники проекта:
учитель-дефектолог Воронина Людмила Юрьевна, воспитатели группы «Ромашка», дети группы «Ромашка» и их родители, Центр реабилитации животных «ВЕРНОСТЬ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края. «экологическое образование дошкольников»
Я сердце отдаю
В.А. Сухомлинский
Презентацию подготовила: воспитатель Крафт М,А. :
рпс.Ванино 2017г.
«Мир, окружающий ребёнка –это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума » .
В.В Сухомлинский
Актуальность темы
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:
только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния.
Цель экологического образования – формирование основ экологического мировоззрения
и экологической культуры дошкольников.
Экологическое образование
«Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». (И.Д.Зверев)
Воспитание
Обучение
Развитие
Формирование представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем
Ценностных
ориентаций, мотивов, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды
Способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды
«Федеральный государственный образовательный стандарты дошкольного образования» №1155 ОТ 17. 10. 2013г. Вступил в действие с 01.01 2014года
Образовательные направления |
|
знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой; |
|
Познавательное |
формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей; |
Физическое |
становление ценностей здорового образа жизни. |
Социально-коммуникативное |
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; |
Художественно-эстетическое |
становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом; |
Принципы |
Характеристика содержания |
Индивидуальный подход |
Учет индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития |
Научность |
обоснованность и достоверность содержания теорий, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий. |
Доступность |
соответствие возрастным, психологическими, социальным и интеллектуальным особенностям детей; учёт уровня их развития, индивидуальных познавательных способностей. |
Наглядность |
Наличие наглядного материала |
Систематичность |
Поступательный переход:от простого к сложному |
Согласованность |
Сотрудничество: Дети+воспитатели-родители |
Комбинаторность |
Продуманность сочетаний разных видов деятельности |
Целостность |
Взаимосвязь разных сфер знаний |
Региональность |
Учет региональных особенностей |
Интегрированность |
Экологизация во всех сферах деятельности |
Экологическое образование осуществляется через разнообразные
формы деятельности дошкольника
Познавательная |
Формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства |
Художественно- Эстетическая |
Гумманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения. |
Трудовая |
Осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания. |
Символическая борьба за здоровую и процветающую жизнь природы; освоение правил и законов экологической этики; умение отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии. |
ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
комплексные
парциальные
акцент на одно направление в обучении и воспитании ребёнка
Придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм
«Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», ««Диалог» .
«От рождения до школы», «Кроха».
«Юный эколог». «Семи-цветик», «Природа и художник»,
«Наш дом - природа»,
«Жизнь вокруг нас»,
«Паутинка»
В основе каждой из программ - лежит личностно-ориентированная мо-дель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллек-туальных и художественных способностей ребенка.
Для достижения основополагающей цели экологического образования дошкольников необходимо создать целостную систему: условия, подобрать методологический и методический инструментарий, выстроить работу с социальными партнерами.
РППС: Элементы экологоразвивающей среды
Экологическая тропинка
Библиотека
Мини -Лаборатория
Экологический театр
Музей, картинная галерея
Территория ДОУ
Огород, сад
Музыкальный, Физкультурный
Уголки в группах
Выставочный уголок
НАГЛЯДНЫЕ (наблюдения,демонстрация,рассматривание, показ) СЛОВЕСНЫЕ (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)
ПРАКТИЧЕСКИЕ (элементарные опыты,моделирование, упражнения, и т.д.)
СОБСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ (обращение к опыту детей,
практические ситуации, поисковые действия, обследование)
ИГРОВЫЕ (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
Методы и приемы
- - экологические НОД; - экологические экскурсии; - уроки доброты; уроки мышления; - экологические кружки; - экологические конкурсы; - КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; - экологические акции; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; зеленый патруль; - лаборатория юного эколога; - составление экологических карт; - ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы; - экологические выставки и экспозиции; экологические музеи; - день (неделя) экологического творчества; - экологические праздники и фестивали; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.); - экологические сказки; экологические тренинги; и т.д.
Перечень форм и методов экологической работы в ДОО
- Икт технологии
- Кейс-технология
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Триз-технология
- Технология личностно-ориентированного
- Технология развивающего обучения
- Технология проектной деятельности
- Квест технология
подхода (И.С. Якиманская)
(Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов)
Инновационные технологии в экологическом образовании
Социальное партнерство
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя следующие направления:
Работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
Работу с родителями.
Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического образования дошкольников Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического образования дошкольников
привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности
консультации для родителей
Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.)
анкетирование по проблеме экологического воспитания
«Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек
Создать рациональную предметно – пространственную среду для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей.
Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.
Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка.
Установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями детей, поиск и применение эффективных форм и методов работы с ними - значительно быстрее приведут к достижению поставленной цели
Список литературы в помощь методисту и воспитателю
- Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
- Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
- Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
- Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
Таким образом, целостная система работы по формированию основ экологического мировоззрения и экологической культуры позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.
И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу-
БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ.
«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.» К.Д. Ушинский
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность работы
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Цель:
Воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Задачи:
заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
способствовать развитию у детей познавательных и речевых умений;
воспитывать у детей гуманное и эстетическое отношение к природе.
Методы работы с родителями:
беседы;
просьбы о помощи в оформлении и обогащении предметно-развивающей среды группы;
задания;
папки-передвижки.
Методы работы с детьми:
наблюдения за живыми и неживыми объектами;
опытно-экспериментальная деятельность;
подвижные и дидактические игры;
непосредственно образовательная деятельность;
использование иллюстративно-наглядного материала;
чтение детской природоведческой и художественной литературы;
посильный труд в природе.
Предметно-развивающая среда
Изобразительная деятельность детейЦель: знакомство с красками, учить рисовать методом тычка, показать, что рисовать можно пальчиками и картошкой.
Рисование пальчиками на подносе с солью «Веселые пальчики»Цель: показать детям, что солью можно рисовать. Развитие мелкой моторики.
НОД «Домик из песка для черепашки»Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится.
Игра «Что как плавает»Цель: знакомство со свойством камней. Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.
Игра «Достань камешек»Цель: знакомство со свойствами камней по форме, по весу, развитие внимания.
Игра «Теплый – холодный»Цель: знакомство со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная.
Наблюдение за водой в искусственном водопадеЦель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
НОД «Дом для рыбок» Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая.
НОД «Домашние животные»Цель: знакомство с домашними животными, развивать речевую активность.
НОД «Кисонька-мурысонька»Цель: знакомство с кошкой (части тела: голова, тело, хвост, лапки), развивать речевую активность.
Наблюдение за птицамиЦель: знакомить детей с птицами: голубем и воробьем. Рассматривание частей тела.
Посильный труд в природе «Дорожка для машины» Цель: приучать детей к труду в природе.
Опытно-экспериментальная деятельность «Льдинка»Цель: продолжать знакомить со свойствами воды: теплая, холодная. Показать детям, что в теплой воде льдинка растает быстрее.
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Работу выполнила
воспитатель Караева Марина Викторовна
Экологическое воспитание дошкольников.
Непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Цель:
воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи: 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду познавательно -исследовательского направления; 2. Способствовать формированию у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учёта этого в практической деятельности; 3. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; 4. Развивать умение делать выводы; 5. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
Основные принципы моей работы
Ориентация на
возраст ребенка
Системность
Интеграция
Преемственность
взаимодействия
с ребенком
в условиях дошкольного
учреждения и семьи
Формы работы
:
Экскурсии
на природу
Дидактические,
Подвижные,
сюжетно – ролевые
Наблюдение за
растительным
и животным миром,
за трудом взрослых
Трудовая
деятельность
в уголке природы
Познавательные
С детьми
дошкольного
возраста
Музыкальные и
спортивные
развлечения
Чтение литературы,
заучивание стихов,
пословиц, поговорок
деятельность
Первое, что я
сделала, это начала
создавать
развивающую среду
экологического
направления, где
воспитанники
самостоятельно
познают
окружающий мир,
наблюдая за
объектами и
явлениями живой и
неживой природы
Включаю игровые
обучающие ситуации. Я
предлагаю детям
сюжет, беру на себя
основную роль, а
остальное распределяю
между детьми. План,
по которому
развивается сюжет,
соответствует логике
решения дидактических
задач
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они входе конкретных наблюдений легко
усваивают связи между различными природными
явлениями.
Формы работы
родителями
Экологические
Анкетирование,
проведение
Фоторепортажи,
домашнее
Родительские
собрания,
консультации
Информационные
экологические
Семейные
гостиные
Совместно с родителями и
детьми мы начали
оформление уголков и стен
нашей группы
Формы работы
Практические
семинары
Экологическая
Передовой
Педагогический
педагогами
Тематические
Видеотренинги
Творческие
Воспитанники должны знать
Воспитанники должны уметь
- основы экологической культуры
- некоторые особенности природы своего края
- основные признаки времен года
- значение природы для человека
- группы растений и животных
- некоторые растения и животные своего края, страны
- правила поведения в природе
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе
- выполнять правила личной гигиены
- различать изученные растения и животных
- вести наблюдения в природе под руководством воспитателя
- подкармливать птиц в кормушках
- ухаживать за комнатными растениями
Результаты работы:
- мои ребята усвоили признаки сезонных изменений в природе;
- многие знают о сезонных работах в саду, на огороде, о растениях, грибах, ягодах;
- могут классифицировать животных по среде обитания (вода – гуси, лебеди, рыбы, лягушки);
- могут классифицировать обитателей природы по признакам – дикие животные, домашние животные;
- перелетные и зимующие птицы;
- насекомые;
- рыбы;
- знают, что для нормального роста и развития растений нужны три компонента: тепло, свет, вода; убедились в этом на опытах;
- умеют различать деревья;
- дети знакомы с правилами поведения в природе;
- обладают элементарными навыками ухода за растениями.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Продолжительность отпуска воспитателя детского сада Сколько дней отпуска у воспитателей в саду
Должностная инструкция ведущего экономиста учреждения Главный экономист на производстве должностная инструкция
Как правильно в табеле обозначается отпуск
Профессиональная этика судьи Нравственные требования предъявляемые к юристу презентация
О воскрешении из мертвых